Возвращение блудного лифчика или Золушка фетишиста
Новый амбициозный проект «Лифчик» («The Bra») немецкого режиссера Файта Хелмера снятый в уже частично снесенным бакинских колоритных трущобах называемым «Шанхаем» интриговал наличием таких звезд как любимый актер Эмира Кустурицы Мики Манойлович, Чулпан Хаматова, Паз Вега и намеками на веселую приключенческую комедию.
Феномен «неопределенной» страны удававшийся Хелмеру в его предыдущих фильмах здесь работает против него, так как поступки персонажей в ландшафте фильма абсолютно противоестественны и тянут на поведение буйных придурков, которые не потерпели даже в качестве «городских сумасшедших». Буквально сразу бросилась в глаза пестрота типажей и совершенно нехарактерного, абсолютно чуждого для них ландшафта. Замысел режиссера понятен – взять колоритный ландшафт, уже прекрасно обыгранный в фильме Теймура Гаджиева «Шанхай», и снять комедию в стиле Кустурицы, обильно сдобрив киноцитатами от мастеров разных жанров.
В итоге получилась страна полных неадекватов, общающихся нечленораздельными звуками, где состав с нефтепродуктами на миллионы долларов поручают управлению двух клинических психов, где мальчиков-официантов содержат в собачьих будках и кормят из мисок, маньяк-фетишист с кучей лифчиков днем терроризирует всех женщин поселка, которые настолько озабочены, что согласны отдаться любому придурку с улицу, а на месте железнодорожных диспетчеров ставят шаловливых хулиганок без тормозов. В принципе с таким сценарием мог получится забавный итальянский порнофильм категории Б или трэш-комедия с туалетным юмором ниже плинтуса, элементы и того, и другого в изобилии рассыпаны по всему фильму. Но режиссеру этого кажется мало, и он решает добавить избитых драматических клише. Некоторые моменты действительно весьма забавны вроде лифчика, летящего на легком ветру с траекторией целлофанового кулька или болливудских сцен по разбеганию и сворачиванию белья перед едущим поездом, но в целом фильм довольно уныл и однообразен, его не спасают ни грузинские песни, ни даже обнаженные груди.
Отдельным большим минусом фильма является его затянутость, регулярно повторяющиеся планы скучных пустынных пейзажей и долгие крупные планы каменного лица главного героя. То как почти аналогичные пейзажи Анатолии органично дополняли эпическое монотонное раскрытие сюжета в работах Нури Бильге Джейлана здесь спутывает все карты, выбивая из ритма повествования. В завершение хочется сказан о весьма неоднозначной концовке с гнусными намеками, когда после достойной Болливуда сцены со спасением от цепей и поезда на шпалах, главный герой-фетишист после того как перещупал и пересмотрел голышом почти всех женщин поселка наконец-то находит обладательницу лифчика, который успели примерить и пощупать практически все, кто попался на его трудном пути, выбирает вместо нее грязного мальчика с явными психическими проблемами и уводит его под ручку.
Как итог, плохая пародия на лучшие фильмы Кустурицы с его же любимым актером в главной роли.
© Рустам Гусейнов